Мы в соцсетях
Антикоррупционный комплаенс: опыт ООО «UMS»

  3 января текущего года в Республике Узбекистан принят Закон «О противодействии коррупции», направленный на комплексное регулирование правоотношений в сфере борьбы с коррупцией, повышение эффективности антикоррупционных мер, осуществляемых государственными органами, организациями и институтами гражданского общества, недопущение коррупционных проявлений во всех сферах общественной жизни, создание в обществе обстановки нетерпимости ко всем ее проявлениям путем повышения правосознания и правовой культуры граждан.

  Необходимо отметить, что действенные меры по борьбе с коррупцией и ее проявлениями предпринимаются в Узбекистане на межгосударственном, законодательном и практическом уровнях. В частности, в 2008 году наша республика присоединилась к Конвенции ООН против коррупции, а в последствии подписала Стамбульский план действий по борьбе с коррупцией. Принятие в нынешнем году Закона «О противодействии коррупции» и создание в соответствии с данным документом Республиканской межведомственной комиссии по противодействию коррупции стали продолжением работ в данном направлении.

  В свою очередь, компания UMS c момента своего создания руководствуется принципами добросовестности и надежности, не приемлет проявлений коррупционных действий или мошенничества в отношении собственных операций, своих сотрудников или контрагентов и таким образом, поддерживает усилия государства и международного сообщества по противодействию коррупции.

  На сегодняшний день в компании UMS не только внедрена, но и активно развивается система антикоррупционного комплаенс по противодействию запрещенным операциям.  Ее основные стандарты и требования установлены политикой «Соблюдение антикоррупционного законодательства». В UMS также внедрены локальные нормативные документы, отражающие принципы неприемлемости коррупции в любом ее виде и проявлении и устанавливающие основные корпоративные ценности и правила поведения в нестандартных ситуациях:

·                Кодекс делового поведения и этики;

·                Политика «Управление конфликтом интересов в ООО «UMS»;

·                Положение «О подарках и развлекательных мероприятиях в ООО «UMS».

  Этими документами в своей ежедневной деятельности руководствуются абсолютно все сотрудники UMS – от операторов до топ-менеджеров.

  Соответствующие механизмы, которые являются превентивными мерами предотвращения фактов коррупции, внедрены в регламенты и процедуры различных бизнес-процессов, в том числе:

·               «Подбор, найм и перевод персонала»;

·               «Проведение служебного расследования»;

·               «Представительские расходы в ООО «UMS»;

·               «Управление поставщиками в ООО «UMS»;

·               «Организация участия ООО «UMS» в тендерах на право оказания услуг связи для государственных и коммерческих организаций»;

·               «Изучение информации о контрагентах в ООО «UMS»;

·               «Организация договорной работы»;

·               «Стандарты обслуживания ключевых клиентов»;

·               «Организация и проведение благотворительных проектов»;

·               «Организация и проведение проектов непрямой рекламы и спонсорства (BTL-акция, специальные проекты и спонсорские проекты)»;

·               «Выбор поставщиков технических площадок, заключение и сопровождение договоров для размещения сооружений и средств телекоммуникаций» и др.

  Таким образом, каждый из внутренних и внешних процессов компании содержит элемент комплаенс-контроля, в том числе по подбору сотрудников, заключению хозяйственных договоров, обслуживанию клиентов, проведение мероприятий.

  Исполнение антикоррупционных стандартов контролирует комплаенс-менеджер, который консолидирует и направляет усилия по недопущению коррупции, оказывает консультационную и методическую поддержку сотрудникам UMS в части комплаенс-рисков.

  В рамках внедрения антикоррупционной комплаенс-системы в компании UMS проводится ряд мероприятий. В частности, создана рабочая группа по внедрению системы антикоррупционного комплаенс, в состав которой включены все руководители прямого подчинения, что обеспечивает закрепление ответственности на уровне руководства и соответствует принципу выражения приверженности антикоррупционным принципам и требованиям.

  Для лучшего понимания системы и методов борьбы с коррупцией в ООО «UMS» для всех сотрудников компании на постоянной основе проводятся очные и электронные обучения по соблюдению антикоррупционного законодательства и локальных правовых актов ООО «UMS». В течение 2015-2017 годов на очных тренингах обеспечено участие 735 сотрудников. На русском и узбекском языках разработаны также заочные курсы с тестированием на тему «Соблюдение антикоррупционного законодательства» для охранников и коммерческих представителей.

  С целью тестирования знаний руководящего состава ООО «UMS» и сертификации соблюдения норм Кодекса делового поведения и этики, политики «Соблюдение антикоррупционного законодательства» организовано ежегодное анкетирование. Комплаенс-менеджер анализирует результаты тестирования и при наличии каких-либо пробелов принимает соответствующие меры для их устранения.

  Кодекс делового поведения и этики и Политика «Соблюдение антикоррупционного законодательства» ООО «UMS» размещены на официальном сайте компании. На внутреннем информационном портале ведется страница «Комплаенс», где не менее раза в квартал публикуются коммуникации и выступления руководства компании, новости антикоррупционного комплаенс, информация об основных документах в этой области, периодически размещается мониторинг правоприменительной практики в данном направлении.

  Кроме того, сотрудникам ООО «UMS» периодически осуществляется рассылка информации и разъяснений по антикоррупционным принципам компании, о необходимости придерживаться принципов и правил дарения и принятия подарков и сообщения о возникшей ситуации конфликта интересов.

  Для расширения конкуренции, обеспечения прозрачности, управляемости расходов, включая предотвращение коррупции и других злоупотреблений в области закупочной деятельности, информация об открытых конкурентных закупочных процедурах размещается на официальном сайте ООО "UMS" www.ums.uz в разделе «Закупки», на специализированных информационных электронных тендерных площадках в РУз, а также при проведении электронных закупок в форме аукционных торгов на понижение стартовой цены на электронном портале Узбекской республиканской товарно-сырьевой бирже.

  По адресу hotline@myums.uz в ООО «UMS» установлена «горячая линия» для сообщений, содержащих информацию о нарушениях в области закупочной деятельности, антикоррупционного законодательства, предложений о поставке производимой продукции и услуг, вопросов об условиях участия в закупочных процедурах.

  ООО «UMS» активно пропагандирует антикоррупционные принципы ведения бизнеса, в том числе путем включения в договора антикоррупционной оговорки, которая представляет собой значимое дополнение ко всей системе комплаенса. Антикоррупционная оговорка способствует росту информированности о необходимости соответствовать определенным стандартам и запрещает взяточничество, передачу, обещание, предложение, санкционирование либо получение любой неправомерной имущественной или другой выгоды, чтобы сохранить либо получить неправомерные коммерческие или другие преимущества, вымогательство, взятки или склонение к передаче взятки – требование взятки, связанное с угрозами в случае отказа или без них, злоупотребление влиянием в корыстных целях, отмывание доходов.

  В ООО «UMS» установлены правила и ограничения по дарению и принятию подарков, а также участию в развлекательных мероприятиях. По запросам руководителей подразделений проводится анализ запросов по приглашениям третьих лиц на мероприятия делового характера. Каждое приглашение анализируется на предмет соответствия внутренним правилам компании, то есть должно быть деловым, уместным, не превышающим установленного лимита, не порождать ситуацию конфликта интересов и т.п. По итогам анализа предоставляется положительное решение с рекомендациями либо отказ в принятии приглашений третьих лиц. С сотрудниками проводятся беседы о принципах принятия и дарения подарков. В канун праздников руководителям подразделений и сотрудникам рассылаются коммуникации о необходимости соблюдать требования Положения о подарках и развлекательных мероприятиях.

  В компании внедрена прозрачная процедура найма, подбора и перевода персонала, а также тщательно разработан механизм разрешения ситуации конфликта интересов. В частности, переводы специалистов, в том числе на руководящие позиции, регулируется в ООО «UMS» регламентом «Найм, подбор и перевод персонала». Для руководящих должностей не ниже уровня начальника отдела перевод осуществляется на основе результатов комплексной оценки персонала. Подобные оценки также проводятся в ситуациях большого количества претендентов на вакантную позицию ниже уровня начальника отдела. В других случаях перевод персонала осуществляется на основе коллегиального согласования кандидата. Имеющиеся вакансии, которые образовались в ходе перемещения персонала  либо создания дополнительных рабочих мест, размещаются на официальном сайте компании www.ums.uz в разделе «Вакансии». Соискатели могут ознакомиться с требованиями к должностям и отправить резюме на электронный адрес компании, либо заполнить онлайн анкету на узбекском и русском языках.

  Выбор кандидата в компании UMS проходит на конкурсной основе. В том случае, если опыт и образование кандидата отвечают требованиям в описании вакансии, специалист по подбору персонала проводит с кандидатом интервью по телефону. Далее кандидата приглашают на собеседование с руководителем, о чем соискателю сообщают заранее. Приглашенный кандидат проходит дополнительное тестирование для оценки знаний, навыков, способностей. В случае положительного прохождения конкурса с кандидатом обсуждаются условия трудоустройства. Помимо прямых обращений о кандидатов на официальный сайт компании, специалистами по подбору ведется самостоятельный поиск узких специалистов редких профессий через веб-ресурсы, сайты. Кроме того, информация о вакансиях ежемесячно предоставляется в Центры занятости населения при Министерстве труда Республики Узбекистан. По кандидатам, у которых имеется потенциальный конфликт интересов, комплаенс-менеджер проводит анализ и беседу, по итогам которых выносится заключение с рекомендациями урегулирования ситуации.

  При этом в ООО «UMS» действует система оценки эффективности персонала, одним из показателей которых является развитие антикоррупционной системы комплаенс. Это значит, что руководители всех уровней должны принимать активное участие и проявлять заинтересованность в исполнении всех установленных требований действующих норм антикоррупционного законодательства и внутренних локальных актов компании.

  Ежеквартально в компании проводится комплаенс-мониторинг исполнения сотрудниками внедренного антикоррупционного контроля, в рамках которого подразделения на регулярной основе представляют отчеты комплаенс-менеджеру, который в свою очередь проводит проверку и анализ транзакций «зон риска» на предмет соответствия антикоррупционным требованиям. В ходе мониторинга также выявляются «серые зоны», не покрытые комплаенс-контролем. При выявлении недостатков комплаенс-менеджер направляет соответствующие рекомендации руководителям подразделений, которые принимают необходимые меры для их устранения.

  В целом, наличие антикоррупционного контроля в регламентах бизнес-процессов позволяет принципам компании быть не просто слоганом, но и на деле предотвращать нарушения, а принятие Закона «О противодействии коррупции» является еще одним шагом на пути углубления данных процессов.

Возврат к списку